Кризис в Исландии от очевидца

Берг взял интервью у предпринимателя из Исландии, дабы поведать читателям журнала о реальном эффекте кризиса на жителей страны. Рассказы о жизни, ведении бизнеса и советы по выживанию во время кризиса от Хьюртера Смаурасона.

Предисловие

Напомним, что мировой финансовой кризис очень сильно отразился на процветающей стране Исландии. Национальная валюта крона обесценилась больше всех валют из стран, пострадавших от финансового кризиса. С осени 2008, в столице Исландии Рейкьявике прокатился ряд протестов, который завершился сменой правительства.

протесты в Исландии

Более подробно про кризис в Исландии расскажут результаты в Google.

Т.к. в Украине ситуация очень схожая, и Украина сразу следует за Исландией по девальвации национальной валюты и занимает почетное второе место, я решил взять интервью у гражданина Исландии и передать его высказывания вам, читатели Берга.



Гражданин Исландии Хьюртер Смаурасон

Хьюртер СмаурасонХьюртер Смаурасон (ориг. Hjörtur Smárason) — предприниматель, который работает в сфере Интернет-маркетинга. 33-летний исландец является жителем пригорода Рейкьявика, консультирует разные компании относительно продвижения их продуктов и услуг в сети. Его сайт — Marketing Safari.

Кризис в Исландии словами очевидца: интервью

После долгих выяснений относительно правильного произнесения имени, мы таки начали непосредственно интервью (копия переписки (.txt)). Итак, поехали:

В СМИ много говорится о кризисе в Исландии. Как кризис повлиял на граждан страны, на вашу повседневную жизнь?

С финансовой точки зрения, кризис почувствовали абсолютно все. Инфляция подпрыгнула до 18%, а продукты в местном магазине подорожали на 35% за последние 10 месяцев. Перед этим был бурный рост экономики, отчасти от того, что банки с легкостью выдавали доступные кредиты в зарубежной валюте (евро, долларах США, фунтах, йенах, франках).

Теперь выплаты по кредитам удвоились из-за падения национальной валюты, но в то же время у людей снижаются доходы и рыночная стоимость купленных товаров (недвижимость, авто) падает. Те, кто взяли эти кредиты просто не могут их выплатить, но и продать купленное за кредитные деньги они тоже не могут, т.к. рыночная цены сильно ниже изначальной.

В стране витает дух грусти и озабоченности. Крах банков никто не ожидал, и он был сильным шоком для населения, ведь мы верили, что банки держались крепко на рынке.

Первые несколько недель люди с трудом верили в происходящее, и как бы отрицали и не соглашались с реальностью. Потом, неверие сменилось злостью и жаждой немедленных решительных действий. И тогда люди начали выходить толпами на улицы с протестами и требованиями ответственности от правительства. А правительство тянуло резину, пока не осознало, что единственный реальный выход — уйти. Таким образом, сформировалось новое оппозиционное правительство.

Сейчас мы входим в стадию развития, начинаем действовать сообща и приходим к какому-то результату.

Компании выжидали с Октября 2008-го; но ждать больше не могут. Им нужно начинать действовать решительно, чтоб остаться на плаву. Эта решительность может быть направлена на сокращения штата, пересмотр стратегии ведения бизнеса или ликвидация, но бездействовать они уже не могут.

Более зрелое поколение уже проходило через периоды экономических рецессий, и морально намного более адаптированы к текущей ситуации. А молодое поколение (моложе 35) никогда с таким не встречалось: им никогда не приходилось переживать по поводу денег, т.к. они получали хорошую работу и зарплату сразу после окончания учебы. Так что для молодого поколения, мир который они знали рушится.

Как кризис отразился на вашем бизнесе?

В сфере b2b (business to business) мы начали замечать проблемы в начале весны 2008, когда банки перестали так легко выдавать кредиты. Тогда начались и невыплаты у меня: клиенты просто задерживали с оплатой услуг. А с октября 2008 до конца года вообще продаж не было и никто не знал, чего ждать; все выжидали.

Но новый 2009 год для меня лично начался очень даже хорошо. Когда крона обвалилась, я поднял цены. Сейчас получаю много заказов как никогда, потому что я помогаю компаниям продвигаться в Интернете, который дешевле других медиумов (таких как наружная реклама, ТВ и т.п.), в котором можно с точностью измерить результат проделанных работ, и который приносит хороший результат. Учитывая, что компаниям сейчас надо строго следить за бюджетом на рекламу, продвижение в сети их очень устраивает.

Падение кроны сделало трудным выплаты по кредитам, но с другой стороны, заработок в иностранной валюте стал очень привлекательным. Поэтому я начал предоставлять услуги зарубежным клиентам (в частности, из Гренландии и Австралии).

Важно понимать, что все эти обстоятельства не означают конец бизнеса как такового, а существенное изменение в бизнес-среде. Важно понимать, что именно стоит за этими переменами, чтоб увидеть новые возможности, которые открываются в этот период. Ведь на самом деле, из-за текущей ситуации, сейчас возможностей больше чем когда-либо.

Виден ли, заметен ли кризис невооруженным глазом на улицах Рейкьявика?

Нет, не очень. Видно, что краны перестали вертеться. Много коммерческих и жилых зданий строилось перед кризисом, а теперь все строительный работы встали. Стало больше пустых помещений.

В этом и нереальность ситуации: кризис есть, но его не видно. Люди продолжают ездить на своих Range Rover’ах и BMW, большинство компаний функционирует.

Все-таки, имеет большое значение то, что Исландия была одной из богатейших стран, и у нас отличная инфраструктура, хорошее здравоохранение, система образования, и все бесплатно или почти бесплатно. Это значит, что у нас есть хорошая база и основа для того, чтоб обратно встать на ноги и отстроить экономику заново.

Что вы порекомендуете предпринимателям в условиях такого финансового кризиса?

Важно понимать, в какую сторону изменяется рынок. Ведь люди продолжают жить, но они начнут ориентироваться больше на малоценные товары и бренды, секонд хенды, ремонт вместо обновлений, DIY («сделай сам» от англ. do it yourself) т.п. Так что если вы в состоянии предоставить продукт или услугу, которые удовлетворят новые запросы, обязательно сфокусируйтесь именно на таких продуктах и услугах.

Также важно понимать основу вашего бизнеса, ваших главных клиентов, и оставаться начеку. Откиньте все лишнее, помните о главных целях. Чтите текущих клиентов, чтоб они остались вашими клиентами, т.к. сохранить клиента дешевле, чем завоевать нового. И не забывайте строить отношения с клиентами и другими структурами. Вводите инновации!

Ссылки по теме

←  →
Система Orphus

Комментариев: 2


-