ПІФи

Осторожно: реклама ПИФов

Реклама паевых инвестиционных фондов может выглядеть заманчиво, но в реальности, доходность редко соответствует показателям на рекламных носителях.

Осторожно: реклама паевых инвестиционных фондовВсе чаще и чаще мы видим рекламу паевых инвестиционных фондов и компаний по управлению капиталом. На таких рекламных щитах (или любых других рекламных носителях) показатели доходности ПИФов колоссальны, и могут достигать 100, 200 и больше процентов. Первое свое назначение реклама выполняет, — она действительно привлекает внимание. Рядовой представитель среднего класса сразу заметит, что доходность рекламируемого ПИФа гораздо выше любого банковского депозита. Но нельзя верить рекламе, т.к. реальная доходность ПИФов сильно отличается.

Важно понять, что доходность ПИФов — вещь изменчивая, и в теории доходность ПИФов может изменяться гораздо чаще и интенсивнее чем сердца красавиц. Вероятнее всего, инвестиционные компании на рекламах ПИФов показывают реальные доходы, но стоит задать себе (а в идеале — менеджерам этого ПИФа) несколько вопросов. Если вы видите рекламу типа: «Паевой Инвестиционный Фонд “Такой-то”: 164% в год!», то подумайте:

  • за какой период указана прибыль ПИФа? 2007 год, год назад от текущей даты (минус месяц-другой на печать, подготовку и размещение рекламы) или за 1995? Теоретически, это могут быть данные за любой год; например, 1980 или 2003.
  • какой именно инвестиционный фонд принес такую прибыль? Несмотря на то, что процент доходности изображен на рекламе именно «Такого-то» инвестиционного фонда, вы не можете знать наверняка, что именно этот паевой фонд принес такую прибыть своим пайщикам (если там откровенно не сказано, что «Инвестиционный фонд “Такой-то” принес 164% в год»)
  • какая средняя доходность этого паевого фонда за все время? Ведь, показатель доходности фонда на рекламе (если это вообще доходность этого фонда) выставляется самый высокий (если рекламодатели не глупые); а что насчет других периодов? Вполне вероятно, что прибыль в определенные периоды может быть и 50%, и 10%, и -17%, и даже -463% и т.д. От таких жутких доходов в инвестиционном фонде не застрахован никто…

Пример привлекательной рекламы ПИФа

падения стоимость фондаДля примера я взял открытый паевой инвестиционный фонд «Классический» компании «Кінто». С момента запуска фонда 17 июля 2004 года, общая стоимость фонда выросла на 396%. Очень хороший показатель! Без никаких «но»; просто очень хороший показатель. Но если взглянуть на график, то можно увидеть периоды, в течение которых стоимость пая в фонде снижалась или не росла (эти периоды на графике динамики относительной стоимости отмечены жирными черными векторами). В эти периоды, доходность фонда была отрицательной (или очень низкой положительной).

Читайте такжеНедостатки паевых инвестиционных фондов (ПИФов) Несмотря на то, что у паевых инвестиционных фондов есть ряд весомых преимуществ, как и у любого инвестиционного инструмента, у ПИФов есть недостатки...

Т.к. это открытий фонд, то в него можно войти в любой момент, и также выйти из него в любой момент. Т.е. вполне вероятно, что кто-то входил-выходил именно в эти периоды (если такие имеются, то им срочно нужно подписаться на наши статьи во имя избежания таких оплошностей в будущем), и оставался в минусе от инвестиционного фонда с «очень хорошим показателем» в 396%.

 
 

Вывод

Поймите меня правильно: я не пытаюсь осквернить ни фонд «Классический» компании «Кінто», ни вымышленный фонд «Награда», ни сущность паевых инвестиционных фондов как таковых. Тезис статьи: скептично относитесь к рекламе паевых инвестиционных фондов, т.к. та может показывать доходность, не соответствующую средней реальной доходности фонда. Будьте бдительными со всеми инвестиционными предложениями, чтоб не остаться обманутыми.