Бриллианты — дешевый углерод в избытке. Миф о драгоценности и редкости бриллиантов — колоссальная афера компании DeBeers династии Оппенгаймеров.
Отступление: прелесть одного из моих дел заключается в том, что я делаю исследования на различные темы. В середине 2008 года мне пришлось делать исследование про компанию DeBeers, крупной компании добывающей и реализующей бриллианты по всему миру. После проведенного исследования я еще раз убедился в падкости нашего мира.
Бриллианты (и алмазы) — это форма углерода, которая присутствует в избытке, т.е. алмазов и бриллиантов достаточно, чтоб удовлетворить любой спрос, а компания DeBeers контролирует добычу и поставку бриллиантов во всем мире, тем самым контролируя рынок.
Зарождение бриллиантовой империи
В 1888 году в Южной Африке на территории имения DeBeers обнаружили большие залежи алмазов. Сразу после этого в районе началась «бриллиантовая лихорадка»: все желающие ринулись в окрестности чтобы найти алмазы. Но образованные предприниматели из Великобритании выкупили шахту на территории имения DeBeers (и другого близлежащего имения). Таким образом, Сесиль Родс и Чарльз Радд стали монополистами добычи алмазов в регионе.
После успешного укрепления в Южной Африке, DeBeers начала выкупать алмазные шахты в близлежащих странах, таких как Ботсвана. Когда залежи мелких алмазов обнаружили в СССР, DeBeers пробралась и туда, и выкупила все имущество. В начале 21-го века, залежи алмазов обнаружили в Канаде, и там тоже все сразу выкупила компания DeBeers. Конечно, список выкупленных шахт намного больше, но важна суть: незаметно компания DeBeers стала контролировать практически все алмазные шахты в мире.
Казалось бы, в современном мире международные организации не дали бы одной компании выкупать такое большое и контрольное количество алмазных шахт. Они и не дали: компания DeBeers регистрировала множество различных дочерних компаний, чтоб их затея не была так очевидна.
В итоге, в том мире в котором мы с вами, дорогие читатели, живем, все бриллианты, которые находятся у вас в доме, на ваших женах и мужьях, детях и родителях, и, конечно же, на вашей любимой теще, — все бриллианты были добыты, обработаны и реализованы компанией DeBeers.
Конечно, DeBeers контролирует не абсолютно весь рынок бриллиантов: есть еще мелкие добывающие и обрабатывающие компании, которые работают с мизерным объемом бриллиантов, по сравнению с DeBeers. Но если какая-то компания начинает составлять даже маленькую конкуренцию (большую составлять некому), то DeBeers эту компанию быстро выкупает, тем самым разрастаясь еще больше. В 2008 году DeBeers контролировала около 80% всего рынка добычи алмазов, а остальные 20% раскиданы по тысячам мелких компаний.
Рекламная компания всех времен: бриллианты — престиж
Итак, начало 20 века. У DeBeers уже есть контроль добычи алмазов. Спрос на алмазы есть благодаря 2-м причинам:
- алмазы очень хороши для обработки твердых материалов в промышленности
- бриллианты нравятся женщинам как украшение
О красоте алмазов было еще известно древним культурам, которые их применяли в ритуалах. Но обработанный алмаз, т.е. бриллиант, действительно хорош собой, и девушки это заметили очень хорошо. Но факт в том, что мало кто в мире знал, что бриллианты так хороши, и мало кто воспринимал их как роскошь или драгоценный камень.
И тут владельцы DeBeers решают, что надо бы им поднять спрос на бриллианты, и начинают колоссальную рекламную компанию бриллиантов, слоганы которой льются даже из уст девушек Виа Гры: «лучшие друзья девушек — это бриллианты!»
Владельцы DeBeers были на редкость умны, и придумали примерно следующее: «надо всех заставить думать, что бриллианты — это невероятно престижно и гламурно.» Именно этим компания DeBeers занимается и по сей день, и занимается успешно!
Первые шаги были сделаны с помощью Голливуда. В черно-белых американских фильмах любовники дарили своим девушкам бриллиантовые украшения: браслеты, серьги, кольца, и девушки падали к их ногам в порывах счастья и чувства дороговизны. Несмотря на то, что у зрителей до просмотра не было никакого мнения о бриллиантах, сцены из фильмов заседали глубоко в их головах. Такой “цирк” с пионерским продакт-плейсментом продолжался довольно долго.
Потом, когда публика была “разогрета”, в США начались откровенные рекламы бриллиантов, призывающие к покупкам, т.к. бриллианты — воплощение любви, заботы и всего всего. Так, само-собой, бриллианты искуственно записали в лучшие друзья ко всем девушкам, а мужчинам теперь приходится выделять часть своих кровных заработков на это воплощение любви.
Во время моего анализа, я не смог удержаться, чтоб не попробовать отыскать связь Оппенгаймеров (семьи, контролирующей DeBeers с середины 20-го века) с династиями финансовых воротил США (контролирующих Федеральный Резерв), и я все-таки нашел связь! Мне было достаточно того, что Морган свел Оппенгаймера с рекламным агентством, которое в последствии разработало ряд феноменальных маркетинговых продуктов для DeBeers. Смысл в том, что, раз Морган Оппенгаймеру что-то порекомендовал, значит у них были отношения. Это очень важно.
Доставка и реализация бриллиантов
У DeBeers нет сети доставки и каталога бриллиантов; у них есть клуб. Если бы вы добывали, скажем, уголь, вы бы его продавали кому угодно и сколько угодно, не так ли? Это нормальное явление: предоставлять потенциальным покупателям список предлагаемых товаров, получать заказы, выполнять эти заказы, оговаривать условия доставки и т.п. Все это — неотъемлемые процессы и явления обычной производственной компании. Но DeBeers оказалась не такой как все. У них всего этого нет.
Для того, чтоб понять, как реализует свой товар (т.е. бриллианты) компания DeBeers, надо сначала иметь представление о таком понятии как сайт, от англ. sight, т.е. «взгляд». Сайт — это партия бриллиантов и/или алмазов, предназначенная дистрибьютерам компании DeBeers, т.е. сайтхолдерам (англ. sightholder).
Процедура заказа товара у DeBeers отсутствует вообще! Т.е. для того, чтоб заказать алмазы или бриллианты у DeBeers, необходимо стать одним из немногих сайтхолдеров. Если вы им уже являетесь, вы должны приехать в Лондон (там находится главный офис DeBeers) в определенное время в определенный день. Вы ожидаете в отдельной оборудованной комнате, и вам приносят ваш сайт. Вы, как сайтхолдер, не можете ни изменить ни оспорить содержание вашего сайта с бриллиантами, ни потребовать другие камни. Вы просто принимаете партию, и рассчитываетесь.
Если вам что-то не нравится, то вы просто молчите, засунув гордого потребителя в себе куда-то подальше, т.к. если вы предъявите претензии, вас немедленно исключат из списка сайтхолдеров. А если это произойдет, то вам придется покупать товар уже не на прямую у DeBeers, а у сайтхолдеров, которые увеличат цену как им угодно.
Мало того, если вы не хотите брать у сайтхолдеров DeBeers, вам просто не останется у кого брать, т.к. мелкие компании которые работают в сфере добычи алмазов врядли международные, и оперируют лишь по месту. Т.е. выбор только один: соглашаться на то, что предлагает DeBeers.
Для того, чтоб стать сайтхолдером DeBeers, необходимо быть долго в бизнесе. Это что-то вроде клуба своих. К сожалению, точные требования предстоит еще выяснить, но факт остается в том, что быть сайтхолдером DeBeers в ювелирном мире считается очень-очень круто.
Получается, что вы не выбираете бриллианты, которые предлагает компания. А вы реализуете бриллианты, которые хочет реализовать компания DeBeers. Важно понять, что DeBeers не удовлетворяет спрос, этим самым контролируя цену.
Миф про драгоценность и редкость бриллиантов
Если бы DeBeers выставила все добытые бриллианты на продажу, то огромное предложение удовлетворило бы спрос, и мировые цены на бриллианты упали бы мгновенно. Но Оппенгаймеры — умная династия, и она всегда чуть-чуть не удовлетворяет спрос.
Получается, что бриллианты — не редкий минерал. Т.е. их очень много. Практически везде, где есть залежи форм углерода, есть алмазы. Повторюсь: бриллиантов в мире хватает, чтоб удовлетворить весь спрос, но DeBeers придерживает их, чтоб цена не упала.
Т.е. на самом деле, ценности в бриллиантах нет никакой. Бриллианты — дешевый углерод от DeBeers. Единственная ценность бриллиантов — это их физическое свойство, которое можно применять в промышленности: бриллианты очень твердые. А вся остальная их “драгоценность” и гламурность придумана и насажена.
Вывод
Без малейшего сомнения скажу, что бриллианты — лучшая из финансовых афер человечества. Что может быть проще: «Давай найдем камней красивых, всех убедим, что они классные, и будем продавать»? Сценарий идеальный, и мало того, он работает и по сей день.
Отличная статья, даже если и с перегибом! По аналогичной схеме сейчас начинаю формировать ценность аммонитов, которые вообще являются искусственным камнем на основе раковин доисторических моллюсков.
burdock, а что значит “с перегибом”?
C перегибом – однозначно называть это аферой. Ограничение предложения с целью удержать цены или формирование спроса через создание новой стоимости для потенциальных клиентов – нормальная практика. Всегда была и всегда будет. А насчёт “ценности в бриллиантах нет никакой” – ценность-таки есть, если есть устойчивый спрос и люди покупают их по той цене, по которой им их продают.
Спасибо – поржал! Настроение улучшилось!
Я явно что-то не понимаю. Отчего вы ржали, Лукич? Я когда все это накопал, я был в шоке.
Кстати: ru.wikipedia.org/wiki/Парадокс_ценности
Я преподаю дизайн, и сейчас читаю курс по нестандартной рекламе. Как раз сегодня рассказывала студентам о Де Бирс — у них был самый лучший слоган («Бриллианты — навсегда») и одна из лучших рекламных кампаний ХХ века ( http://adage.com/century/slogans.html ) — а ей уже 70 лет!. Картинки действительно впечатляли: http://www.idlazur.ru/img/ca/0806/13.jpg , особенно девушек. Что самое интересное – рекламировали далеко не компанию, а бриллианты как таковые — что подтверждает монополию Де Бирс.
Господи, что за бред…
Да, VVV, согласен: трудно поверить в это. Тем кому это кажется бредом надо срочно подумать о том, в каком мире вы живете. Если с младенчества воспитывать мальчика так, что он будет думать, что девочек не существует, то он будет в это свято верить. Ломать принципы ему очень будет трудно, как и вам сейчас, VVV и другие изумившиеся читатели.
Кто знает английский, прошу к просмотру:
Очень интересная статья!
Очень подойдет для доклада. Класс. нужно немного сменить каноны многих людей!
Да, статья действительно впечатляет, хотя в последнее время столько всего происходит в мире, да и у нас на украине, что многому просто перестаёшь удивляться. Уже просто не знаешь чего ждать дальше.
Довольно-таки интересная статья. А в своем исследовании вы не сталкивались с искусственными алмазами, и возможностью контроля DeBeers рынка синтетических алмазов?
“Практически везде, где есть залежи форм углерода, есть алмазы”
– вот про это, про это расскажите особенно детально и подробно! А то мне в школе рассказывали, что алмазы есть только в единичных кимберлитовых трубках и эрозийных выносах из них. Неужели мне врали? Неужели алмазы добывают… страшно подумать!.. – даже в графитовых и угольных разрезах?
Просто феерично! Невероятное разоблачение! 😀
А чем отличается раздутая цена на золото от надуманной на Ващ взгляд цены на бриллианты?
Когда ДеБирс выкупит уже наконец Полтавский Алмазный Завод? Или хотя бы не ДеБирс, а тот малограмотный, кто написал весь этот бред!
Разочарован в сайте. Статьи, особенно последние – полный бред и показывают практически полное отсутствие знаний у автора по рассматриваемому вопросу.
Падение цен на бриллианты вызвано массовым появлением на рынке их заменителей – искусственных камней, по качеству превосходящих “природные” от де бирс. Это обычные законы рынка. Кстати ничего не знал, что в СССР де бирс покупала шахту. Это противоречило конституции СССР.