Основи фінансів

Слияния и поглощения компаний, синергия

Слияние — объединение 2-ух равноправных компаний. Поглощение — выкуп одной компании другой. Цель слияний и поглощений — синергия, т.е. преимущество от совместной деятельности.

Слияния и поглощения (англ. mergers and acquisitions, M&A) компаний — комплексы действий, нацеленные на увеличение общей стоимости активов за счет синергии, т.е. преимущества совместной деятельности. Если по простому, то слияния и поглощения компаний описывают преобразование двух компаний в одну. Слияние — это возникновение новой компании в результате совокупления двух равнозначных компаний, а поглощение — это выкуп поглощаемой компании компанией-поглотителем, в результате чего поглощенная компания перестает существовать, а поглотитель увеличивается. Яркий пример поглощения в Украине — UMC → МТС: более крупная российская компания МТС выкупила большую часть другой компании (UMC), и провела ребрендинг.

слияния и поглощения (mergers and acquisitions)

Существуют разные теории о том, что поглощения и слияния нацелены на то, чтоб устранить конкурентов и т.п., но они далеки от правды. Главная цель любого слияния или поглощения заключается в том, чтоб результат был больше, чем сумма слагаемых (т.е. 1+1=3). Иными словами, компании, которые участвуют в процессе, надеятся сэкономить затраты, и увеличить КПД. Зачастую продуктивность новой/обновленной компании увеличивается именно за счет уменьшения затрат.

Разница между поглощениями и слияниями

Читайте такжеВычисление средней прибыли (доходности) Для вычисления средней прибыли, используйте геометрическое среднее ([a1·a2·a3]^[1/n]), а не арифметическое ([a1+a2+a3]/n). Если прибыль за 3 меся...

Термины «слияние» (англ. merger) и «поглощение» (англ. acquisition) часто путают, или употребляют как синонимы. Несмотря на то, что значения их очень близки и они всегда ходят парой, на самом деле слияния и поглощения описывают разные понятия. Из самих терминов понятно, в чем состоит разница; взглянем поближе.

Поглощение одной компании другой компанией

Как в примере с Российским оператором связи МТС, когда одна компания выкупает и “съедает” другую, часто менее крупную компанию, то это и называется поглощение компании. (Образ проглатывания меньших компаний породил термин “акула бизнеса”.) После того, как менее крупную компанию “съели”, она, естественно, перестает существовать в юридическом смысле.

В этом сценарии, все активы поглощенной или “съеденной” компании переходят во владение компании-поглотителю. В результате поглощения, более крупная компания становится еще крупнее.

Для примера, Google — очень агрессивная акула-поглотитель, которая уже поглотила более 100 компаний, среди которых YouTube, Begun (российская компания), FeedBurner, AOL и много других компаний по всему миру.

Бывают как агрессивные так и дружественные поглощения.

  • агрессивное поглощение происходит, когда менее крупная компания не желает быть “съеденной”, но компания-поглотитель просто выкупает огромное количество акций, и не оставляет выбора
  • дружественные поглощения происходят, когда обе стороны согласны и нормально настроены на поглощение.

Часто бывает, что компании-поглотители не хотят афишировать фактическое поглощение, и делают вид, что произошло равноправное слияние. Примером такого поглощения может быть компания DaimlerChrysler: Daimler-Benz выкупил Chrysler, но выставил сделку как равноправное слияние. (Из-за неудач в совместной работе потом Chrysler продали обратно американцам.)

 
 

Слияние компаний

Читайте такжеНедвижимость: уникальная инвестиция Недвижимость — уникальная инвестиция; она приносит 2 вида доходов: периодическую прибыль от аренды и единоразовую прибыль от продажи. Перед инвестиров...

Слияние компаний — это объединение равнозначных компаний, которое порождает новую компанию. Как правило, компании в слиянии приблизительно равны по кол-ву активов.

Важно понимать, что фактическое слияние компаний — редкое явление. Как описано выше, чаще всего, то, что называется слиянием, фактически является поглощением за личиной слияния, как в примере с DaimlerChrysler.

Синергия — цель поглощений и слияний

Главный смысл слияний и поглощений — синергия. Синергия — это преимущество от совместной деятельности. Ведь это очевидно: когда из двух компаний получается одна, нужен один отдел бухгалтерии, а не два, один рекламный отдел, а не два, и т.п. Когда из двух компаний получается одна, преимущества могут быть следующими:

  • уменьшение персонала (англ. downsizing, rightsizing): как сказано выше, уменьшается количество сотрудников из таких вспомогательных департаментов как финансы, бухучет, маркетинг, и т.п. Также ненужным становится одно из руководств.
  • экономия за счет масштаба: за счет количественного увеличения закупок, транспортировок и т.п., новая компания экономит на оптовых условиях. Также надо помнить про все, что нужно по одной штуке на компанию: например, системы защиты серверов, программа по учету товара и персонала и т.п.
  • увеличение доли рынка: когда компании объединяются, то новая компания имеет бóльшую долю рынка, и узнаваемость бренда тоже растет. Преимущество заключается в том, что завоевать новые доли рынка легче при большой доле, чем при малой. Также улучшаются условия кредиторов, т.к. к большой компании больше доверия.

Но важно понимать, что не каждое слияние или поглощение сопровождается синергией. Часто бывает, что в новой компании происходят конфликты, как это произошло с DaimlerChrysler, где внутренние уставы компаний фундаментально не совпадали. К сожалению, неудачные слияния и поглощения происходят не редко.

Виды слияний компаний

Есть много различных способов слияний компаний. Эти типы слияний делятся на 2 основные группы: по отношениям между компаниями и по типу финансирования.

Виды слияний по отношениям между компаниями

Основные виды слияний по типу отношений между объединяющимися компаниями следующие:

  • горизонтальное слияние: объединение двух конкурирующих компаний, которые занимаются одним и тем же и находятся в одной нише
  • вертикальное слияние: объединение поставщика и потребителя; к примеру, производителя мебели и производителя сырья (т.е. досок, фанеры и т.п.)
  • слияние с целью расширения рынка сбыта: объединение компаний, которые находятся в одной отрасли, но реализуют товар на разных рынках
  • слияние компаний, связанных по линии сбыта: объединение компаний, реализующих сопутствующие товары на одном рынке

Виды слияний по методу финансирования

Читайте такжеЗачем нужен анализ ценных бумаг? На каждом развитом финансовом рынке (например на Wall Street), работают много аналитиков, стратегов и менеджеров портфелей. У всех них одна общая цел...

Есть 2 общих типа слияний, отличающихся по тому, как финансируется слияние:

  • слияние с выкупом (англ. purchase merger): тип слияния, в котором одна компания выкупает другую наличными или с помощью каких-то ценных бумаг; такой тип слияний наиболее распространен
  • сведение во едино (англ. consolidation merger): в этом случае обе компании выкупаются, и формируется совершенно новая структура

Еще немного про поглощения

Как вы уже, вероятно, поняли, поглощения мало чем отличаются от слияний. Иногда разница между терминами исчезает вообще.

Как и слияния, поглощения нацелены на синергию, т.е. преимущество от объединения. Но важно помнить, что поглощение всегда подразумевает выкуп одной компании другой компанией, а слияние — не всегда.

Как и в слияниях, при поглощениях, компания-покупатель может расплатится с поглощаемой компанией деньгами, акциями, другими ценными бумагами, или любой комбинацией.

Вывод

Когда речь идет про объединение компаний, законы арифметики ломаются, и сумма 1+1 получается 3. Поглощения и слияния имеют одну главную цель: синергию. При объединении двух компаний, новая компания должна получиться больше, чем просто сумма двух компаний. Если синергия достигнута, то объединение считается успешным.

коментарі 2