Слияния и поглощения компаний, синергия

Слияние — объединение 2-ух равноправных компаний. Поглощение — выкуп одной компании другой. Цель слияний и поглощений — синергия, т.е. преимущество от совместной деятельности.

Слияния и поглощения (англ. mergers and acquisitions, M&A) компаний — комплексы действий, нацеленные на увеличение общей стоимости активов за счет синергии, т.е. преимущества совместной деятельности. Если по простому, то слияния и поглощения компаний описывают преобразование двух компаний в одну. Слияние — это возникновение новой компании в результате совокупления двух равнозначных компаний, а поглощение — это выкуп поглощаемой компании компанией-поглотителем, в результате чего поглощенная компания перестает существовать, а поглотитель увеличивается. Яркий пример поглощения в Украине — UMC → МТС: более крупная российская компания МТС выкупила большую часть другой компании (UMC), и провела ребрендинг.

слияния и поглощения (mergers and acquisitions)

Существуют разные теории о том, что поглощения и слияния нацелены на то, чтоб устранить конкурентов и т.п., но они далеки от правды. Главная цель любого слияния или поглощения заключается в том, чтоб результат был больше, чем сумма слагаемых (т.е. 1+1=3). Иными словами, компании, которые участвуют в процессе, надеятся сэкономить затраты, и увеличить КПД. Зачастую продуктивность новой/обновленной компании увеличивается именно за счет уменьшения затрат.

Разница между поглощениями и слияниями

Термины «слияние» (англ. merger) и «поглощение» (англ. acquisition) часто путают, или употребляют как синонимы. Несмотря на то, что значения их очень близки и они всегда ходят парой, на самом деле слияния и поглощения описывают разные понятия. Из самих терминов понятно, в чем состоит разница; взглянем поближе.

Поглощение одной компании другой компанией

Как в примере с Российским оператором связи МТС, когда одна компания выкупает и «съедает» другую, часто менее крупную компанию, то это и называется поглощение компании. (Образ проглатывания меньших компаний породил термин «акула бизнеса».) После того, как менее крупную компанию «съели», она, естественно, перестает существовать в юридическом смысле.

В этом сценарии, все активы поглощенной или «съеденной» компании переходят во владение компании-поглотителю. В результате поглощения, более крупная компания становится еще крупнее.

Для примера, Google — очень агрессивная акула-поглотитель, которая уже поглотила более 100 компаний, среди которых YouTube, Begun (российская компания), FeedBurner, AOL и много других компаний по всему миру.

Бывают как агрессивные так и дружественные поглощения.

  • агрессивное поглощение происходит, когда менее крупная компания не желает быть «съеденной», но компания-поглотитель просто выкупает огромное количество акций, и не оставляет выбора
  • дружественные поглощения происходят, когда обе стороны согласны и нормально настроены на поглощение.

Часто бывает, что компании-поглотители не хотят афишировать фактическое поглощение, и делают вид, что произошло равноправное слияние. Примером такого поглощения может быть компания DaimlerChrysler: Daimler-Benz выкупил Chrysler, но выставил сделку как равноправное слияние. (Из-за неудач в совместной работе потом Chrysler продали обратно американцам.)

Инвестиции в Интернете — Profvest

Слияние компаний

Слияние компаний — это объединение равнозначных компаний, которое порождает новую компанию. Как правило, компании в слиянии приблизительно равны по кол-ву активов.

Важно понимать, что фактическое слияние компаний — редкое явление. Как описано выше, чаще всего, то, что называется слиянием, фактически является поглощением за личиной слияния, как в примере с DaimlerChrysler.

Синергия — цель поглощений и слияний

Главный смысл слияний и поглощений — синергия. Синергия — это преимущество от совместной деятельности. Ведь это очевидно: когда из двух компаний получается одна, нужен один отдел бухгалтерии, а не два, один рекламный отдел, а не два, и т.п. Когда из двух компаний получается одна, преимущества могут быть следующими:

  • уменьшение персонала (англ. downsizing, rightsizing): как сказано выше, уменьшается количество сотрудников из таких вспомогательных департаментов как финансы, бухучет, маркетинг, и т.п. Также ненужным становится одно из руководств.
  • экономия за счет масштаба: за счет количественного увеличения закупок, транспортировок и т.п., новая компания экономит на оптовых условиях. Также надо помнить про все, что нужно по одной штуке на компанию: например, системы защиты серверов, программа по учету товара и персонала и т.п.
  • увеличение доли рынка: когда компании объединяются, то новая компания имеет бóльшую долю рынка, и узнаваемость бренда тоже растет. Преимущество заключается в том, что завоевать новые доли рынка легче при большой доле, чем при малой. Также улучшаются условия кредиторов, т.к. к большой компании больше доверия.

Но важно понимать, что не каждое слияние или поглощение сопровождается синергией. Часто бывает, что в новой компании происходят конфликты, как это произошло с DaimlerChrysler, где внутренние уставы компаний фундаментально не совпадали. К сожалению, неудачные слияния и поглощения происходят не редко.

Виды слияний компаний

Есть много различных способов слияний компаний. Эти типы слияний делятся на 2 основные группы: по отношениям между компаниями и по типу финансирования.

Виды слияний по отношениям между компаниями

Основные виды слияний по типу отношений между объединяющимися компаниями следующие:

  • горизонтальное слияние: объединение двух конкурирующих компаний, которые занимаются одним и тем же и находятся в одной нише
  • вертикальное слияние: объединение поставщика и потребителя; к примеру, производителя мебели и производителя сырья (т.е. досок, фанеры и т.п.)
  • слияние с целью расширения рынка сбыта: объединение компаний, которые находятся в одной отрасли, но реализуют товар на разных рынках
  • слияние компаний, связанных по линии сбыта: объединение компаний, реализующих сопутствующие товары на одном рынке

Виды слияний по методу финансирования

Есть 2 общих типа слияний, отличающихся по тому, как финансируется слияние:

  • слияние с выкупом (англ. purchase merger): тип слияния, в котором одна компания выкупает другую наличными или с помощью каких-то ценных бумаг; такой тип слияний наиболее распространен
  • сведение во едино (англ. consolidation merger): в этом случае обе компании выкупаются, и формируется совершенно новая структура

Еще немного про поглощения

Как вы уже, вероятно, поняли, поглощения мало чем отличаются от слияний. Иногда разница между терминами исчезает вообще.

Как и слияния, поглощения нацелены на синергию, т.е. преимущество от объединения. Но важно помнить, что поглощение всегда подразумевает выкуп одной компании другой компанией, а слияние — не всегда.

Как и в слияниях, при поглощениях, компания-покупатель может расплатится с поглощаемой компанией деньгами, акциями, другими ценными бумагами, или любой комбинацией.

Вывод

Когда речь идет про объединение компаний, законы арифметики ломаются, и сумма 1+1 получается 3. Поглощения и слияния имеют одну главную цель: синергию. При объединении двух компаний, новая компания должна получиться больше, чем просто сумма двух компаний. Если синергия достигнута, то объединение считается успешным.

←  →
Система Orphus

комментария 2