Фундаментальный анализ начинается с анализа макро-данных, потом переходит на отдельные индустрии, и в конце доходит до анализа отдельных компаний. Не существует одного конкретного метода для фундаментального анализа, но ниже приведен пример, который описывает 2 из 3 главных шагов фундаментального анализа (ссылка на третий этап — ниже, т.к. важно знать первые два шага, перед изучением третьего).
При фундаментальном анализе важно помнить, что вся информация относительна. Группы компаний в одном секторе надо сравнивать с другими группами; отдельный компании — с другими компаниями (зачастую, в этой же индустрии). Например, сеть магазинов электроники «Мир електроники» надо сравнивать с другим поставщиком электротоваров, например, «Домотехника», но никак не надо сравнивать «Домотехнику» с «Укртелекомом», компанией, занимающейся коммуникациями, или «КиевОблГаз‘ом».
Экономический прогноз
Анализ национальной экономики всегда должен идти самым первым в фундаментальном анализе. Для сравнительного примера, экономика страны — это река, а группы компании в одной индустрии — это корабли. Когда река разливается (растет), большинство компаний растет. Если же наоборот, река сужается, то большинство компаний тоже уменьшаются, чтоб уместиться на рынке.
Многие экономисты находят тесную связь между уровнем экономики и процентными ставками банков. Не секрет, что процентные ставки банков существенно влияют и на финансовые рынки. Ниже приведена диаграмма, на которой видно 30-летнюю динамику индекса S&P 500 и процентную ставку 10-летней облигации. На ней видно (пускай не очень четко) соотношение между графиками.
После анализа экономики в целом, можно переходить к анализу отдельной индустрии.
Отбор групп компаний
Если экономика растет, то одни группы компаний будут развиваться быстрее чем другие. Логично будет отбирать те группы, которые наиболее подходят для вложения и спекуляции; те, которые наиболее вероятно будут развиваться стремительнее. Если ожидается, что все компании будут развиваться вместе с экономикой, то риск вложений достаточно низок; в таком случае необходимо разрабатывать агрессивную стратегию, нацеленную на рост.
При такой стратегии, имеет смысл спекулировать акциями компаний, занимающихся новыми технологиями, биотехнологиями, или другой рисковой инновационной деятельностью. Также можно прибегнуть к цикличным ценным бумагам. Если же экономика не растет, то имеет смысл подумать о более консервативных стратегиях, и работать со стабильно-растущими компаниями. Оборонительная стратегия может включать компании, оперирующие на потребительском, не эластичном рынке, таком как коммунальные услуги или энергетика.
Для того, чтоб правильно оценить потенциал сектора (группы компаний), необходимо взвесить их общий рост, сегмент рынка и степень влияния на экономику. Хоть нас интересует в конечном счете одна-две компании, нельзя забывать, что группа компаний влияет на акции каждого члена группы, и на другие акции. Как правило акции движутся группами; отшельники, не следующие за группой, встречаются редко. Часто бывает, что выбор правильной индустрии более весом, чем выбор отдельной компании. На диаграмме изображены индексы 5 секторов промышленности на протяжении 7 лет. Не трудно увидеть, что выбор индустрии может иметь колоссальное значение.
Теперь вы готовы к изучению третьего, финального шага фундаментального анализа.