Как рецессия влияет на бизнес

Рецессия очень негативно влияет на все виды бизнеса. Постепенно, бизнес становится не платежеспособным и в результате обанкротится. Банкротство можно оттянуть. После рецессии следует развитие экономики.

Что такое рецессия

Рецессия — это «спад производства, характеризующийся нулевым ростом валового внутреннего продукта (ВВП) или его падением на протяжении более полугода» (Вики). Рецессия также сильно связана со стагнацией, понятием, которое описывает замедление роста ВВП. Рецессия влечет за собой уменьшение персонала, снижение доходов, и замедление или остановку роста производства.

В этой статье я хочу рассказать про то, как рецессия влияет на бизнес. Мы рассмотрим все основные этапы рецессии с точки зрения бизнеса, а также несколько возможных методов борьбы с рецессией в пределах компании.

Важно понимать, что рецессия влияет по разному на одни группы бизнесов, и может влиять совершенно иначе на другие. Естественно, негативный эффект будут ощущать на себе все виды бизнеса — от малого до АО — но одни компании рецессия просто сотрет, а другие коснется лишь незначительно.

Как рецессия влияет на большие компании

Итак, давайте рассмотрим сценарий с мнимой компанией К, которая является большой производственной структурой, и которая старается вести бизнес и проносить прибыль во время рецессии.

Все процессы, естественно, намного сложнее, чем описано в статье. Все запутано и очень сложно; данная статья отображает все негативные эффекты рецессии лишь схематично.

Когда начинается рецессия, у компании падают объемы продаж. Руководство компании будет стараться отыскать способы для возврата прежней прибыли. Они начнут прекращать нанимать новых работников, или динамика найма может просто снизиться.

Для сокращения затрат, компания будет меньше тратить на рекламу, исследования и закупку нового оборудования. Также может остановиться производство новых продуктов, которые еще не приносят желаемой прибыли. Все эти действия, в свою очередь, повлияют на партнеров компании К, таких как рекламные компании, производителей оборудования, и т.п., т.к. у них уменьшится прибыль.

Влияние рецессии на акции и дивиденды

Когда прийдет время опубликовать финансовый отчет, на нем будет видно, что прибыль компании падает. Такие новости сразу же отразятся на цене акций компании, т.е. они сразу начнут падать. В результате снижения прибыли, компания может сократить выплату дивидендов, или прекратить их выплату вообще.

Совет директоров и акционеры компании могут назначить новую исполнительную команду (т.е. директоров). Также, вероятно, рекламный отдел будет реорганизован для приспособления к новой экономической ситуации.

Важным аспектом падения цены акций является то, что институциональные инвесторы будут продавать акции компании К, когда увидят, что она падает в цене. Они просто выберут более перспективную компанию и переведут деньги в нее. Но надо понимать, что институциональные инвесторы (банки, гос. учреждения) оперируют большими пакетами акций, и поэтому продажа их пакетов акций компании К опустит акцию еще ниже.



Невыплаты, задолженность, банкротство

Счета к получению — очень важная статья в балансе компании, которая описывает общую задолженность от клиентов, партнеров и т.п. Во время рецессии, счета к получению будут увеличиваться, т.к. должники компании будут выплачивать свои долги с задержкой, неполностью, или не выплачивать вообще.

Нарастающие счета к получению, в свою очередь, повлияют на возможность компании погашать свои задолженности перед кредиторами. В результате этого, привлекательность компании на рынке ссуд упадет, т.е. ее облигации станут не привлекательными и рисковыми, а крупные кредиторы (банки) не будут кредитовать компанию из-за недоверия по выплате долгов.

Дефолт по облигациям приведет к еще большему сокращению финансирования. В ситуации, когда компания не может получить дополнительной финансирование и не может забрать долги от должников, наступает финальная стадия когда нужно принимать серьезные меры. Как правило, первым делом компании начнут пересматривать условия кредитования и погашения задолженностей. Если же компания не сможет их выполнить, и должники в свою очередь — тоже, то компанию придется серьезно реорганизовывать. Но, как правило, до реорганизации не доходит, и компания перестает существовать как таковая.

Как компании могут бороться с рецессией

По мере того, как компания идет на пути к банкротству, руководство может принять ряд мер для отсрочки последнего. Эти методы, конечно же, лишь оттягивают неминуемое, но зато дают компании преимущество во времени. Эти выигранные месяцы или годы могут сыграть важную роль: компания может пережить рецессию.

Массовые увольнения в борьбе с рецессией

На пути к банкротству, описанному выше, компания могла пойти несколько другим путем, и прибегнуть к массовым увольнениям персонала. Такая стратегия эффективна во время рецессии, т.к.к она позволяет существенно сократить затраты на зарплаты. (Мы обсудили увольнения еще не начальной стадии, но в этом разделе идет речь не о стихийных увольнениях, а массовых, как способе борьбы компании за выживание.)

Стратегия массовых увольнений базируется на принципе того, что каждому оставшемуся работнику прийдется работать больше и упорней. Из работников будут «выжимать» все, на что они способны. Относительная работоспособность при таком подходе, конечно, увеличится, но такой режим имеет и свои минусы:

  • работники не смогут всегда работать в сумашедшем режиме и на одной зарплате
  • мораль и мотивация персонала будет падать, а страх перед увольнениями будет расти, что будет в любом случае сказываться на продуктивности

Такой режим упорной работы позволит компании продержаться некоторое время. Но по мере того, как рецессия будет продолжаться, надо будет что-то изменять. В итоге, руководство компании и персонал могут договорится о мерах, которые будут нацелены на выживание компании и при этом сохранение рабочих мест.

В результате переговоров для дальнейшего выживания, стороны могут прийти к следующим мерам:

  • уменьшение зарплаты
  • отказ от социальных пакетов (т.е. страховка, обеды и т.п.)
  • ликвидация неприбыльных линий (но тут может быть сокращение персонала)

Намеренное понижения качества продукции

Другой метод борьбы с рецессией может заключаться в снижении затрат на производстве. Такая стратегия, в свою очередь, приведет к понижению качества продукции, а потом и к ее привлекательности на рынке. Такая методика приведет к еще большему снижению продаж, но, учитывая, что ситуация на рынке будет ухудшаться в целом, может дать компании дополнительное время.

Компании могут предлагать меньшее нетто товара в прежней упаковке по прежней цене, или, например, намеренно закупать более дешевые ингредиенты для производства и приготовления продуктов. Транспортные компании и производители средств передвижения будут экономить на безопасности. Для примера, авиакомпании могут установить дополнительные кресла в самолетах.

Все эти действия, безусловно, негативно отразятся на потреблении и спросе на товары и услуги, но задача стратегии — выжить в суровых условиях рецессии, а не удовлетворить клиента по максимуму.

Падение осведомленности потребителей при рецессии

Как сказано выше, компании, не зависимо от отрасли и сферы деятельности, при рецессии будут урезать затраты на поддерживающие отделы, которые на прямую не связаны с производительностью компании. Первыми в этом списке идут отделы маркетинга и рекламы.

Отказ от рекламы означает, что компании, товары и услуги будут оставаться незамеченными для потенциальных покупателей, что в свою очередь предвещает снижение продаж компаний, реализующих товары и услуги.

Как известно, реклама влияет на наш выбор товаров и услуг. А если ничего не рекламируют, то весь спектр товаров и услуг сливается, и нет предпочтения к товару, «который видели в рекламе». Такое явление чревато недоверием к товарам со стороны потенциальных потребителей.

Отказ от рекламы на ранней стадии рецессии также говорит о том, что рекламные компании пострадают первыми.

Как рецессия влияет на малый бизнес

Влияние на малый бизнес рецессия оказывает такой же, как и на большие компании. Но из-за того, что у малого бизнеса объемы меньше, то зачастую малый бизнес обанкротится с большей вероятностью, и намного быстрее, чем большая компания.

Если у малого бизнеса нет запасов наличных и ликвидных капиталовложений, то, вероятнее всего, такой малый бизнес сойдет с пути очень быстро. К сожалению, малый и средний бизнес намного проще и быстрее исчезает при рецессии, чем большие компании.

Но мало того, что малый бизнес, может перестать приносить прибыль своим владельцам, он может еще и повлиять на благосостояние общества или района, в котором он работает. Магазины продуктов и хоз. товаров, салоны красоты, стоматологии, бытовые услуги (ателье, мастерские и т.п.) — все эти небольшие предприятия обеспечивают жилые районы необходимыми товарами и услугами. Если они исчезнут, то жителям района прийдется не легко.

Также надо отметить, что дух предпринимателей, который двигал молодых специалистов на различные действия по старту и развитию бизнеса, начнет пропадать. Когда потенциальные стартаперы увидят, что бизнес — затея рисковая во время рецессии, они будут сторонится, что, в свою очередь, приведет к несозданным удобствам для района, нереализованным рабочим местам, не полученным деньгам и т.п., что способствует развитию и усугублению рецессии.

После рецессии будет развитие

Рецессия — явление временное. После каждой рецессии следует новая стадия развития экономики, т.е. развитие. Это тот этап, на котором самые умные, наглые, и предприимчивые становятся миллионерами.

Вывод

Рецессия негативно влияет на все виды бизнеса. Несмотря на то, что есть ряд методов по борьбе с рецессией, все равно она плохо отразится как на больших компаниях, так и на малых бизнесах. Но важно помнить, что после рецессии следует стадия развития, во время которой можно потрудиться и стать богачем.

←  →
Система Orphus

1 Комментарий


-